Шипованная резина — лучший способ не попасть в Польшу. И многие другие страны Европейского союза.

Как нас не впустили в Польшу на шипах.

Было запланировано путешествие на автомобиле по маршруту Москва — Новозыбков -Брест — Варшава — Краков — Минск — Москва. Но реализации этого плана помешала наша не информированность  о том что шипованная резина  в Польше запрещена!

Давно мечтаю о Гранд туре по Европе, так сесть в машину и поехать не спеша в сторону Европы и доехать до Сицилии или Гибралтара, а лучше и туда и туда и еще куда нибудь) Но на такое путешествие, требуется время от месяца и выше, поэтому пока продолжаем мечтать. Возникла необходимость съездить в город Новозыбков, который расположен на юго-западе Брянской области, недалеко от границы Белорусии и Украины. А это пол пути в Европу и было решено совместить полезное с приятным и осуществить путешествие на машине продолжительностью 7 дней. В помощь пришли мартовские праздники , плюс три дня отпуска и вперед!
Маршрут был составлен следующий Москва — Новозыбков -Брест — Варшава — Краков — Минск — Москва.
Основное время предполагалось провести в Польше. Во первых — за 7 дней слишком далеко не уедешь, жестить с длинными переездами не хотелось. Во вторых — до этого в Польше никогда не были (часовая стыковка в аэропорту Варшавы следуя из Ниццы в Москву не в счет). Хотелось пополнить список посещенных стран 43-ей страной.

Москва- Новозыбков 600 км 1 ночь
Новозыбков -Брест 600 км 1 ночь
Брест — Варшава 210 км 2 ночи
Варшава -Краков 300 км 3 ночи
Краков -Минск 800 км 1 ночь
Минск -Москва 720 км

Основное время планировалось провести в двух городах -это Варшава столица современной Польши и город Краков историческая столица.

В Брест приехали вечером и заселились в гостиницу Hermitage hotel. Отель очень понравился, далеко не самый бюджетный по меркам Бреста, но денег своих стоит. По плану на следующий день у нас с утра был осмотр мемориала Брестская крепость, персональная организованная экскурсия была запланирована заранее по телефону. Далее осмотр музея паровозов (опционально) и прогулка по центру Бреста. Уже позже выяснилось, что в Бресте есть еще до этого неведомая нам достопримечательность. Достопримечательность живая — это фонарщик, который уже много лет зажигает керосиновые фонари находящиеся в начале Советской улице.
Выезжая из отеля попросили персонал на рецепции посмотреть ситуацию на пограничных пунктах и оценить ожидание в очереди на прохождение границы. Нам сказали ждать часа три. Дали прогноз, что к вечеру очередь рассосется. Это соответствовало нашим планам. Существует очень удобный ресурс пограничной службы Белорусии, на котором можно посмотреть загруженность пунктов. Указывается количество легковых и грузовых машин на выезд и въезд в республику, а также работает онлайн веб камера и можно своими глазами увидать ситуацию в режиме реального времени. Общая информация по всем пропускным пунктам можно найти по ссылке http://gpk.gov.by/maps/ochered.php. Информация на нем точная, пользовались не однократно.

Попытка пересечения Польской границы на шипованной резине.

Пограничный пункт, через который было решено переходить переходить границу называется Брест Автодорожный и находится он практически в городской черте, от центра города на машине ехать без пробок не более 10 минут. Альтернативный пункт пропуска называется Домачево и находится на расстоянии 50 километров от Бреста. Им можно пользоваться если в брестском пункте очереди. В нашем случае очереди не было и мы решили ехать коротким путем.
В сторону границы мы выдвинулись около 20-00 по белорусскому времени, которое впрочем равно московскому.
Перед пересечением границы с Польшей решили заправиться, заправка Белоруснефть нашлась в 300 метрах от КПП. Экономически это весьма целесообразно. Топливо в Белорусии стоит около 120000 белорусских рублей, это приблизительно 42 российских рубля.

  • шипованная резина в Польше запрещена

Забегая вперед, сколько оно стоит в Польше узнать не удалось. Удалось узнать сколько оно стоит в Литве — около 1 евро за литр, что по текущему курсу составило 80 рублей. Таким образом разница почти в 2 раза. Кстати европейцы в отличие от нас стали выгодоприобретателями от дешевой нефти. Путешествуя раньше по Европе на авто, в зависимости от страны литр горючего колебался в пределах 1,3-1,7 евро, нечто подобное я и рассчитывал увидеть. Но нет, топливо в Европе подешевело! Правда только для европейцев и туристов со стран у которых нормальные деньги. Для нас подорожало, возьмем прежнюю среднюю цену 1,5 евро, умножим на 45 и получаем 67,5 рублей за литр. А сейчас 80!
Заправив полный бак двинулись к границе.

Первый раз жаренным пахнуло на первом кордоне. Для понимания, прохождения границы на белорусской стороне происходит следующим способом. Первый этап это кпп, где нужно предьявить паспорта всех пересекающих машину, техпаспорт на машину, зеленую карту. Просят открыть багажник. Взамен выдают бумагу. Которую вместе со всеми вышеупомянутыми документами надо предъявлять далее сначала на паспортном контроле, потом на таможенном контроле и потом на аналогичном кпп уже при выезде на польскую территорию. На этом КПП нужно вернуть бумагу выданную на первом.
На паспортном контроле все пассажиру должны выйти из машины и подойти к окошку в котором сидит пограничник. Так вот пограничник на первом КПП, посмотрев на наши колеса, выразил мнение, что на шипованной резине нас не пустят. На вопрос: «С чего бы это?!» Ответил, что у них такие законы. Мне это показалось абсурдным? поскольку до этого я только слышал? что наоборот в Европе в обязательном порядке требуется зимняя резина и за её отсутствие штрафуют.
Когда на паспортном контроле, второй пограничник сказал, что нас не пустят в Польшу, это уже заставило крепко задуматься. Он подтвердил, что в Польше есть закон запрещающий использование шипованных шин, ехать бессмысленно, поляки разворачивают 95% машин. 95% — это не 100% и мы естественно решили попытать счастья, маршрут спланирован, более того, в Варшаве часом ранее через booking.com было забронировано в отеле два номера на две ночи по невозвратному тарифу. Узнав решение, пограничник сказал, что дело ваше у него нет оснований нас не выпускать, и предложил в случае возврата не расстраиваться, остаться в Белоруссии и поесть драников!)

Оптимизма относительно пересечения границы уже поубавилось и не пересечение границы уже не казалось столь невероятным.

Пройдя четыре вышеописанных круга белорусского кордона, открылся шлагбаум и мы въехали на мост -нейтральную территорию между Белоруссией и Польшей. Проехав мост уперлись в польскую границу, шлагбаум открылся быстро и впереди замаячили постройки польского паспортного контроля и таможни. Когда оставалось метров 20 вышел пограничник и стал смотреть в нашу сторону, и в частности на колеса. Надежда «А вдруг не заметят» стала отходить в мир иной.
Когда мы подъехали к пункту досмотра, пан польски пограничник спросил куда мы едем и сколько нас. Потом собрал все паспорта, попросил водителя — то есть меня выйти из машины и открыть багажник. В этот момент у надежды появился нитевидный пульс, а вдруг все таки мы те везунчики, которые по оценке белорусского офицера проезжают?! Только промелькнула эта мысль, поляк, выдает следующее: «Вынужден, Вас пан огорчить, вы не сможете въехать в Польшу, потому что у вас на колесах кольца (так поляки называют шипы)» На мои робкие возражения, «ну как же так?! мы не знали! что же делать?!» он ответил следующее, что даже если он нас пустит, то первый же полицейский который нас остановит заставит заплатить штраф и не позволит эксплуатировать машину до устранения нарушения, то есть до замены резины или до расшиповки колес. Езжайте обратно в Белоруссию, решайте вопрос с запрещенной у нас резины и возвращайтесь. Так делают многие. Сказал ждите и ушел в помещение с нашими паспортами. Не было его минут 15, в это время я пытался через booking.ru отказаться от недавно забронированного отеля. И в этом вопросе уже другие поляки уперлись рогом — отказались без штрафа снять бронь. Об этом будет написано в отдельном посте. В процессе ожидания снова промелькнула шальная мысль «А вдруг таки пустят!». Вернулся пограничник, отдал паспорта. Перед нами открылся шлагбаум……Надежда ожила вновь!…..и он сказал: «я вас провожу», навряд ли подумал я до Варшавы и Надежда окончательно приказала «долго жить.». Заехав на шлагбаум и проехав метров 15-20, за впереди идущим пограничником. Мы добрались до разворота и он задал нам вектор обратно к белорусскому КПП.

Что делать если Вас не впустили в Польшу на шипованной резине?!

Тут же встал вопрос «Что же делать дальше?» и искать те или иные варианты, что бы продолжить намеченный маршрут в Польшу или радикально его менять? Препятствие возникло совершенно неожиданно и запасного плана заготовлено не было. Пришлось его выдумывать по ходу пьесы.

Перед возвратом были иллюзии, что раз не пустили, то обратно в Белоруссию мы въедем без очереди и по ускоренной процедуре. Иллюзии быстро развеялись пришлось постоять в очереди (хорошо что не большой) и по полной пройти все формальности в 4-х вышеописанных пунктах белорусского кордона. Пока мы их проходили, я пытался выяснить у пограничников, что же можно предпринять в такой ситуации. Вкратце их советы свелись к следующему, что есть в городе пункты шиномонтажа в которых якобы можно взять подменную резину, переобуться, а на обратном пути переобуть свою обратно. Такого рода прокат. Ну или вариант вытащить шипы. Первый вариант показался нереальным с одной стороны, с другой подумалось почему бы и нет, если есть спрос возможно есть и предложение.

Первый шиномонтаж по наводке пограничника обнаружился в 300 метрах от первого шлагбаума белорусской границы, рядом с АЗС в которой мы заправлялись до неудавшейся попытки пересечь границу. На тот момент времени уже было около 10 вечера и шиномонтаж оказался закрыт. Зато оказался открытый павильон страховой компании которая продает зеленые карты и там подсказали местоположение круглосуточного шиномонтажа, расположенного в полутора-двух километрах от этого места. Туда мы сразу же и отправились.

Мастерская действительно работала и дежуривший мастер выслушав нашу историю популярно объяснил наши варианты. Оказывается, услуги по прокату шин, которую анонсировали белорусские погранцы не существует. Бывает так, люди покупают новую резину (если есть в продаже, нашей например у них не было), переобуваются в нее, шипованную оставляют на хранение, а на обратном пути ее забирают или перекидывают шины обратно. Этот вариант возможно кому то подошел бы, но для этого,во первых, резина должна быть в наличии, во-вторых в планы должно входить возвращаться тем же маршрутом и должно быть место в машине, что бы транспортировать комплект из 4-х покрышек. Это не наш вариант. Кстати, уже в последствие мы узнали на белорусской таможне, что использованная резина является запрещенной к ввозу в страну. Так что у желающих повозить ее с собой могут возникнуть проблемы с пересечением границы. Подозреваю и поляки тоже не сильно обрадуются таким сложно перерабатываем потенциальным отходам.
Другой вариант — это расшиповка колес, то есть удаление шипов из резины. Услуги мастер оценил в 5 000 российских рублей и 1 час работы.
Тут я серьезно задумался, резина уже отслужила 3 сезона. По оценке мастера на ней еще можно было ездить минимум сезон. С одной стороны резина не новая, сдаваться и менять планы не мое кредо и несмотря на то что нас не особо приветливо встретили на границе и отель повел себя по жлобски, в Польшу продолжало хотеться.
С другой стороны, расшиповать -это все равно что испортить резину и автоматически в следующем сезоне попасть на не маленькую стоимость 19-ти дюймовых шин для внедорожника, плюс в моменте за услуги мастера. Так же появились мысли о дороге обратно и хотя снег исчез практически сразу после Гомеля, а по местности температура была около 8 градусов, но было понимание, что в России зима еще не закончилась. Сопоставив все факторы, было принято решение не расшиповывать колеса и отказаться от поездки в Польшу. Что же делать дальше, вопрос остался открытым. Для того, что бы его решить был нужен интернет и мы решили обсудить дальнейшие планы за ужином в баре отеля Heritage, в котором мы ночевали накануне.

Добравшись до интернета, первым делом мы спасли деньги за забронированный в Варшаве отель, по невозвратному тарифу. Как это делается будет написан отдельный пост.

Как въехать на шипованной резине в Польшу.

Далее стали решать вопрос по дальнейшему маршруту, куда двигать дальше. После того как нас развернули на польской границы сложилось впечатление, что в Европу попасть на зимней шипованной резине мы не сможем. Евросоюз — единые правила для всех, думали мы. Но погуглив выяснили, что это не так! В некоторых европейских странах, как и в Польше шипованные шины запрещены, в некоторых разрешены, а в некоторых скандинавских странах просто обязательны!

Информация об этом представлена на сайте http://autotraveler.ru/spravka/winter-tires-in-europe.html#.VvGkvniYJE4

Например в соседних с Польшей прибалтийских странах Литве, Латвии и Эстонии также входящих в Евросоюз шипы разрешены!

Если вам очень нужно в Польшу, то через Литву можно заехать и на шипах, так как пограничного поста на границе этих стран нет поскольку обе в Евросоюзе. Но есть риски, что в Польше могут остановить, впаять штраф и заставить поменять резину или что даже более вероятнее расшиповать ее. Какой в Польше  штраф за езду на шипах, точно не знаю, но где то слышал, что в районе 50 евро.

Если вы заехали в Польше, через другую страну Евросоюза в которой шипы разрешены, то лучше и выезжать через нее. С большой долей вероятности, при выезде из Евросоюза на шипах через польскую границу, пограничники будут придираться и Вам светит все тот же штраф и расшиповка покрышек.

В нашем случае мы просто поменяли планы, вместо Польши поехали в Литву.
Исходя из времени которым мы располагали, расстояния и интереса к стране, наш выбор пал на Литву. В этой стране мы были только проездом и единственное место которое посетили был город Тракай с его замечательным замком стоящим на одном из островов посреди большого озера. В этот раз решили доехать до побережья Балтийского моря и посетить уникальное место — чудо природы Кушскую косу или по литовски Neringa. По пути туда планировалось осмотреть достопримечательности Литвы, которые встретятся по пути.

Когда план был сформирован, было уже далеко за полночь и еще одну ночь было решено провести в Бресте. Отель Heritage в котором мы ночевали накануне и в баре которого ужинали не предложил нормальной цены на размещение ни через букинг, ни от стойки на прямую. Решили ночевать в отеле Веста, находившемся рядом с отелем Heritage, буквально в 200 метрах от него. Его я заприметил, когда мы возвращались от границы. Отель есть на букинге, но забронировать через него на эту ночь не удалось, поскольку уже наступили следующие сутки и возможно было оформить номер только с дня 14-00 наступившего дня. На стойке отеля дали цену аналогичную букингу. Отзыв об отеле Веста.

Утром мы поехали в сторону Литовской границы. Трэвел-отчет о переходе границе с Литвой на автомобиле с шипованной резиной.

На вопрос «Можно ли в Польшу на шипованной резине?«, ответ простой и однозначный: на резине с шипами в Польшу нельзя! На границе Вас просто не пропустят, а если заедете через страны Евросоюза где нет границы, то в случае остановки полицией, заставят удалять шипы и впаяют штраф. Зимняя резина в Польше разрешена, но она должна быть без шипов, так называемая «липучка».

Польское законодательство предусматривает сезонную смену резины с летней на зимнюю и наоборот, но на данный момент за соблюдением этого правила тщательно не следят. Но от себя позволю рекомендацию, не стоит ехать даже в «европейскую зиму» на летней резине!

Если Вас интересует  информация о переходе белорусско-польской границе на автомобиле смело задавайте вопросы в комментариях под этим постом, с удовольствием отвечу!  Поделитесь своим опытом въезда/поездки по Польше на шипованной резине.

Статьи по теме

В Европу на шипованной резине: список стран где шипы запрещены

Шипованная резина — лучший способ не попасть в Польшу. И многие другие страны Европейского союза.: 1 комментарий

  1. Отправляясь из Польши через Германию во Францию, где нет чётких правил касаемо зимних шин, стоит помнить, что в районе Французских Альп зимняя резина – обязательна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *