Contents
- 1 Тоннели Кути (Cu Chi tunnels).
- 1.1 Тоннели Кути (Cu Chi Tunnels): как добраться
- 1.2 Как экономно добраться до тоннелей Кути (Кучи) на такси
- 1.3 Дорога из Хошимина к Тоннелям Кути
- 1.4 Экскурсия по тоннелям Кути (Cu Chi tunnels)
- 1.5 История появления тоннелей Кути
- 1.6 Архитектура тоннелей Кути
- 1.7 Тир рядом с тоннелями Кути: стрельба из оружия вьетнамской войны.
- 1.8 Дорога обратно: Тоннели Кути – Хошимин
- 1.9 Экскурсия “Тоннели кути” и стрельба в тире резюме
Тоннели Кути (Cu Chi tunnels).
Организация самостоятельной экскурсии в Тоннели Кути.
Впервые о подземельях вьетнамских партизан – Тоннели Кути, я услышал от друга, который посетив охарактеризовал их “самая лучшая экскурсия”, на которой он бывал, “там очень круто, можно полазить по тоннелям и пострелять из любого оружия времен вьетнамской войны”.
После таких рекомендаций, собираясь во Вьетнам, я решил посмотреть на тоннели Кути своими глазами.
Погуглив и почитав путеводители, выяснилось, что тоннели которые вырыли партизаны имеются в разных частях Вьетнама, а одни из самых известных и больших (длина достигает 200 километров), находятся на расстоянии 40-50 километров от Хошимина, куда мы прилетаем и откуда начинается наше путешествие по Вьетнаму. В Хошимин мы планировали провести практически три полных дня, один из которых отвели на посещение тоннелей.
Считается, что экскурсия в тоннели Кути (иногда их называют тоннели Кучи) самая популярная в окрестностях Хошимина и туда организуют поездки множество туристических агенств находящихся в городе. И один из вариантов посмотреть тоннели, это купить организованную экскурсию в одном из них. Стоит она не дорого 5-10 долларов США на человека, старт на автобусе рано утром из центра Хошимина. Мы пошли своим путем, решили поехать к тоннелям Кути самостоятельно.
На это было две причины:
- не особая любовь к организованным экскурсиям
- начало в 7-30
Временной лаг с Москвой в Хошимина составляет 4 часа и пара дней
это малый срок что бы перестроится на местное время и вставать так рано сложно.
Тоннели Кути (Cu Chi Tunnels): как добраться
- Наземным общественным транспортом. Прямого сообщения нету, надо осуществлять пересадки.
- Водным транспортом. Интересный способ, но требовал больше времени на проработку и осуществление.
- Такси. На этом варианте мы и остановились.
Как экономно добраться до тоннелей Кути (Кучи) на такси
Выйдя в 11-00 из Гранд отеля Сайгон, с котором мы остановились, через 30 секунд мы уже общались с таксистом компании Vinasuntaxi, который совсем не разговаривал по английски. На помощь нам пришел швейцар из нашего отеля.
Изначально нам было предложено ехать по счетчику, но мы настаивали на фикс прайсе. Водитель связался с диспетчером, и после этого нам было сделано предложение которое мы не торгуясь приняли – 1 280 000 вьетнамских долгов, длительность поездки 6 часов. Забегая вперед скажу, по счетчику наша поездка обошлась бы 1 900 000 вонгов, столько наткало на таксометре, который всю поездку работал и это не считая времени которое могли включить за ожидание, которое составило 3 часа.
Дорога из Хошимина к Тоннелям Кути
Расстояние до городка Кути (Cu Chi ) рядом с которым находятся тоннели Кути, из первого округа Хошимина, который является главным местом притяжения туристов в силу множества деловых и торговых центров, отелей и различных туристических достопримечательностей составляет около 40 километров. От него до тоннелей, название которые они очевидно получили всвязи с близостью к этому населенному пункту составляет еще 15 километров. Таким образом из центра Хошимина до достопримечательности расстояние составляет 50-55 км.
Сначала мы плутали по загруженным мопедами и машинами улочкам Сайгона, границу города и пригорода определить было сложно поскольку сам город сменился урбанизацией со сплошным рядом построек вдоль трассы среди которых жилые дома, различные магазины, мастерские и т.д. И только через часа полтора езды пейзаж за окном машины начал напоминать загородный. Дорога в один конец составила около двух часов, при том что мы не сделали ни одной остановки.
Экскурсия по тоннелям Кути (Cu Chi tunnels)
При въезде на территорию на которой располагаются тоннели стоит будка в которой можно и нужно приобретать билеты. Стоимость билета на одного взрослого составила 70 000 долгов (3,5$), детский стоит 20 000 (1$).
После кассы проехав еще метров 200 после кассы дорога уперлась в площадь на которой кроме машин были припаркованы танк, самолет и вертолет времен вьетнамской войны. Кстати во Вьетнаме эта война называется Американской войной.Выйдя из машины мы сразу пошли к большим воротам изображенным на фотографии, но человек в форме который их охранял развернул нас и направил в противоположную сторону.
Через три минуты мы уже были около проходной, рядом с которой располагалась вот такая экспозиция из артефактов войны. У нас проверили билеты и дали дальнейшие инструкции, которые заключались в следующем: нужно пройти метров 200 через джунгли, найти кинотеатр и посмотреть кино продолжительностью 20 минут.
По дороге в кино нам встретилась вот такая инсталляция.
В кинозале под навесом кроме нас никого не оказалось и мы уселись в первый ряд напротив выключенного древнего телевизора над которым красовался портрет Хо Ши Мина. Через не сколько минут появилась сотрудница и врубила кино. Кино оказалось черно-белое и по всему было видно что снято оно очень давно.
История появления тоннелей Кути
Фильм рассказывал о том, что жили не тужили мирные крестьяне, выращивали на плодородных землях рамбутаны, бананы и рис и тут пришли иноземные захватчики. И ничего не оставалось крестьянам делать как взяться за мотыги которыми они возделывали рисовые поля выкопать тоннели глубиной до 10 метров и длинной 200 километров и начать борьбу с супостатами.
В строительстве тоннелей, а также в партизанской борьбе принимали практически все жители этой местности включая женщин и детей. Они вели героическую борьбу изначально вооруженные только сельхоз инвентарем. Постепенно добывая оружие у убитых американских солдат и извлекали взрывчатку из неразорвавшихся бомб и делали из нее самодельные мины. В начале боевых действий население насчитывало около 10 000 человек, к окончанию не более 2000. При малейше подозрении в помощи ополченцам, американцы уничтожали деревни целиком.
В процессе просмотра фильма зрителей стало гораздо больше, пришло человек 30. Мы решили пойти дальше недосмотрев кино, чтобы не ходить толпой, но сотрудник настоятельно попросил нас остаться. тут пришло осознание, что экскурсия будет таки организованная. Фильм закончился и человек вьетнамской наружности в зеленой форме представился гидом и попросил подойти к панораме слева от телевизора. Да забыл упомянуть, экскурсия проходила на английском языке и достаточно сносном.
Тоннели Кути – это разветвленная система подземных ходов, которые были вырыты и использовались партизанами, большинство из которых были местные жители, для борьбы с американскими войсками. Входы в туннели тщательно маскировались и их было крайне сложно обнаружить. Туннели имели разветвленную систему с множеством выходов, в том числе с выходами под водой местных водоемов. Подземные лазы делались специально очень узкими, что бы людям с европейским сложением было сложно них передвигаться.
Архитектура тоннелей Кути
Тоннели Кути имеют три уровня, первый залегает на глубине около трех метров, на этом уровне располагаются большинство помещений вырытые под землей в которых были устроены штабы, госпитали, кухни, комнаты отдыха, жилые помещения и прочие бытовые помещения. В этих помещениях находится можно было очень долго, практически в них можно было жить не выходя на поверхность. Кислород под землю поставлялся с помощью систем вентиляции, которая изготавливалась из бамбука и так же как и входы в тоннели тщательно маскировалась.
В тоннелях вырывались глубокие колодцы из которых партизаны доставали воду. На подземных кухнях готовили пищу в том числе с применением огня. Для того что бы враг не мог обнаружить тоннели по исходящему из под земли дыму, были предусмотрена специальная многоуровневая система фильтров, проходя через которые дым настолько очищался, что на поверхности его уже не было видно и запах не ощущался.
Второй уровень тоннелей находится на уровне 5-6 метров. В них партизаны прятались при бомбежках и спец операциях американской армии. На такой глубине можно было провести некоторое время, но жить там невозможно, поскольку недостаточно кислорода и очень душно.
Третий уровень достигает глубины 9-12 метров. На такую глубину спускались только в экстренных случаях при распылении американцами ядовитых газов или при бомбардировках тяжелыми бомбами. Даже самая мощная бомба не пробивала на такую глубину. Но находится так глубоко, человек мог не более пары часов.
Вот с помощью таких традиционных сельхоз инструментария местные жители рыли многокилометровые подземные тоннели.
Партизаны вели очень эффективные боевые действия, осуществляя из них смертоносные вылазки и укрывались в них после завершения операций.
Для борьбы с ними было создано специальное подразделение, которое называлось «Тоннельные крысы». В него специально подбирались солдаты маленького роста и субтильного телосложения, что бы они могли перемещаться в тоннелях. Огромное количество солдат погибло в ходе операций, попав в смертоносные ловушки расставленные в тоннелях. Больших успехов добиться им не удалось и для борьбы с партизанами активно использовалось страшное химическое оружие, ядовитые газы, всевыжегающий напалм и агент оранж. Вследствие действия химического оружия, даже те кому удалось выжить остались инвалидами.
Территория под которой располагались тоннели не раз подвергалась ковровым бомбежкам.
Первая остановка оказалась метрах в 200 от кинотеатра. Мы вышли на полянку усыпанную жухлой листвой. Гид ловко расчистил листву в одном месте, под листвой оказался люк, укрывавший вход в тоннель.
Отойдя от этого места метров 10 гид открыл еще один замаскированный вход.
Туристам предлагается попробовать спуститься в люк, и пройти, а точнее проползти до сососеднего входа. Размер входа вы можете оценить по фотографии, любой человек с нормальным или даже с избыточным весом может без особых затруднений в него залезть. Гид поведал – что вход в тоннель и сам тоннель в данном месте были специально расширены, что бы европейские туристы могли в него залазить и относительно комфортно по нему перемещаться. Удобнее это делать подняв руки вверх, так как тело несколько вытягивается и руки не увеличивают объем в области таза.
Но расширенный тоннель не для всех одинаково комфортен.) Но несмотря на определенные затруднения, эта малазийская дама в теле сумела спуститься в туннель.
Опустившись на корточки, открывается уже вход непосредственно в туннель.
В туннеле относительно сухо, но очень душно и жарко. Но мы посещали в сухой сезон и в солнечный день. Не уверен, что в сезон дождей ситуация такая же. Стены как будто, чем то оштукатурены, а пол земляной.
Туннель освещен несколькими электрическими лампочками и передвигаться не приходится в слепую. Но как вы понимаете это сделано для туристов и во время войны у партизан таких удобств не было.
Длина отрезка по которому предлагают пройти туристам составляет около 10 метров. Передвигаться по тоннелю, можно двумя способами -на корточках гуськом или на четвереньках. Как вы понимаете, это не очень удобно, особенно если расстояние приличное, но по данному тоннелю пройти 10 метров, не составит большого труда человеку в нормальной физической форме.
Для того что бы Вам было удобно перемещаться в туннелях необходимо одеть удобную спортивную одежду и такую которую не жалко испачкать, так как вероятность этого стремится к 100%. Желательно одеть спортивную обувь, поскольку туннелях в шлепках крайне не удобно. Они все время норовят слететь, особенно когда начинаешь потеть, а потеть начинаешь быстро и очень обильно, так как передвижение в туннеле это приличная физическая нагрузка в жаркой и влажной атмосфере.
Около половины туристов решились проползти по этому туннелю.
На фотографии ниже показан один из способов маскировки вентилирования тоннелей – маскировка под термитник. Норка в бугорке -это и есть вентиляционное отверстие. Без вентилирования в туннелях долго находится нельзя, и вентиляцию приходилось всячески маскировать, потому что враги по ней определяли местонахождения подземных ходов.
Гид предложил найти вентиляционное отверстие на другом бугре неподалеку. Этого сделать не удалось, по причине, что это настоящий термитник и отверстия в нем не было.)
Табличка на дереве обозначает воронку от взрыва бомбы, которые в огромных количествах сбрасывались на эти земли.
Гид рассказал, что земля в этой местности очень твердая, как асфальт. Она уплотнилась вследствие взрывов от гигантского количества сброшенных бомб.
Одна из многочисленных модификаций смертельной ловушки которая использовалась партизанами.
Госпитальный наземный бункер, в котором проводились даже хирургические операции.
А это уже подземный бункер, который во время войны, по всей видимости выполнял функцию штаба. После осмотра помещения гид предложил пройти еще один тоннель, но сразу предупредил, что задача будет не такой простой как в первом тоннеле.
Дистанция тоннеля около 50 метров и имеются повороты. Путь проходит не горизонтально, сначала спускается в низ, а потом подъем наверх. Желающих набралось не много.
Прохождение этого тоннеля стало для меня апофеозом этой экскурсии, это оказалось самым интересным, тяжелым физически и ярким на эмоции испытанием! Как говорится – размер имеет значение, дистанция безусловно тоже. Передвигаться пришлось гуськом, в тоннеле было жарко, влажно и душно. Воздух был спертым. Еще не пройдя и половины пути футболка стала мокрой на сквозь и пот стекая по лбу попадал в глаза. Мышцы ног стали забиваться, поясница ломить и каждый последующий шаг давался все сложнее и сложнее. Переодически на автомате пытался разогнуться, и потолок тут же напоминал, где я и что распрямиться, что бы дать мышцам отдохнуть не получится. И хотя я не страдаю клаустрофобией, в такие моменты хорошо начинаешь осознавать чувства людей, которые боятся замкнутых пространств, появляется огромное желание как можно быстрее покинуть это не комфортное место.
Осложняло передвижение еще то, что пришлось нести перед собой на вытянутых руках рюкзак, который весил не менее 5 килограммов. За спиной оставить его было не возможно, поскольку в этом случае пришлось бы бороздить им по потолку тоннеля.
Пульс сильно участился и по ощущениям зашкалил за 150 ударов в минуту. Появилось большое желание как можно быстрее дойти до выхода. Мышцы болели прилично и несколько раз я ловил себя на желании перейти на четвереньки и только жена, которая бодро передвигалась впереди и гордость не позволили мне этого сделать!) Конец дистанции был осложнен еще тем, что приходилось двигаться в горку. На последних метрах ноги практически забились до отказа и были близки к полному не послушанию. Но вот забрезжил свет, дышать стало легче и вот о выход из тоннеля! Выбравшись наружу, потребовалось усилие чтобы встать прямо, ноги были ватными, пульс зашкаливал, пот лился градом. Радости оказаться на поверхности не было предела! И я очередной раз задумался, каково было партизанам находится в тоннелях, особенно когда их травили всяческой жуткой химией.
Резюмируя, если вы будете посещать эту экскурсию и захотите проползти по тоннелям более-менее значимый отрезок, надо иметь ввиду, что это не так просто и надо иметь определенную физическую подготовку. Людям у которых клаустрофобия и которые не хотят от нее избавится -строго не рекомендовано.
Окончанием экскурсии был перекус в стиле вьетнамских партизан. На угощение был предложена варенный корень маниока (гид назвал её тапиокой) с приправой сделанной из арахиса, соли, сахара и из нескольких специй. Маниока – очень питательное волокнистое растение, без ярко выраженного вкуса отдаленно напоминающее картофель. Именно это растение растущее в тропиках стало основным пищевым продуктом вьетнамцев во время войны.
Традиционно, основное блюдо вьетнамских жителей – это рис. Но эта культура требует много внимания и сил от крестьянина. Американцы во время войны не чурались никаких методов и активно бомбили рисовые поля не давая крестьянам их возделывать, а также выжигали огнем и химией плодородные земли, делая их безжизненными, для того что бы ослабить местное население. И маниока, которая в отличие от риса очень не прихотлива и не требует для роста внимания человека, стала основным продуктом питания для людей, не давала им умирать от голода и служила источником энергии для партизан боровшимися с захватчиками.
К моменту обеда, я еще не успел толком отдышаться от прохождения последнего тоннеля и поел без особого аппетита. А вот жене угощение пришлось по вкусу, даже попросила добавки.)
На этом экскурсия была окончена. По дороге к выходу, путь шел мимо различных мастерских, в которых изготавливали различные используемые в войну вещи и инсталляций показывающих быт жителей тоннелей Кути.
Вот например, на фото ниже, человек изготавливает шлепанцы из резины от покрышек различной техники.
Желающие могут приобрести такую обувь за 80 000 донгов ( 3,5 USD)
А вот эти ребята курочат не взорвавшуюся бомбу, что бы достать из нее взрывчатку и сделать противопехотные мины.
А на этом стенде представлены смертоносные плоды их творчества.
На на самом выходе находится лавка, в которой можно приобрести различные сувениры, например брелок из пули от пулемета. Мы собираем магниты, но интересного по тематике тоннелей Кути не нашли, продавались только попсовые, которые продаются везде.
Тир рядом с тоннелями Кути: стрельба из оружия вьетнамской войны.
Потом мы двинулись в сторону тира, о котором были наслышаны. Сразу, выйдя из зоны экскурсии по тоннелям мы увидели билборд, который указывал, что до тира 1,5 километра. Это расстояние мы преодолели неспешным шагом минут за 15-20. Часть дороги шла вдоль весьма живописного озера, которое Вы видите на фотографиях. Дорогу нам скрасила вьетнамская пара из Ханоя, рассказав много интересного о Вьетнаме.
На озере есть станция катамаранов и желающие могут на них покататься. На фотографии ниже, она виднеется с правой стороны вдали.Чтобы достичь тир, необходимо в определенный момент повернуть направо (или налево, в зависимости с какой стороны обходите озеро) и отойти озера метров на 150-200.
Вот так выглядит вход в него.
Пройдя это туннель, мы оказались в комнате, в которой находится офис тира. Пострелять можно из 7 видов оружия, представленных на стенде. Я поинтересовался, есть ли у них базука, сказали что нету.)
Стоимость патронов в тире тоннелей Кути
Прайс за один патрон для них Вы видите на стекле кассы.
Мы приобрели 30 патронов, по 10 на самые интересные для нас орудия – автомат Калашникова, винтовка М-16 и ручной пулемет М-60. Один патрон обошелся в 35 000 VND (1,6 USD), а общий заказ 1 050 000 VND (49 USD). Рассчитаться пришлось наличными, карты не принимают! Имейте это ввиду.
Взамен на деньги, выдают квитанцию в которой расписано, какие патроны ты приобрел. С ней идешь в тир и отдаешь сотруднику.
При выходе непосредственно в зону тира, лучше сразу надеть наушники которые висят около дверей. Когда стреляют, грохот стоит адский. Я попробовал без наушников, выстрел и стоит звон в ушах. Реально очень громко! А вот работники тира, парень в зеленой униформе как-то работает без них. Есть у меня стойкое подозрение, что они уже полуглухие.)
Эти парни согласно квитанции подбирают патроны, заряжают орудие и объясняют, как стрелять. Выстрелить наука не мудреная, целишься в мушку, нажимаешь на курок.
Когда мы шли в тир, сразу же нашелся ответ на вопрос который у меня закрался,, а что если вдруг в нем окажется псих и он начнет стрелять по окружающим?!). Для этого ему сначала потребуется, оторвать оружие от стационарной подставки, к которой оно плотно закреплено. Из-за этого, угол поворота не превышает по 15-20 градусов влево-право, а вверх вниз не более 5.
Стрельба ведется по целям, которые расположены достаточно далеко в метрах 200-250. Мишеней на них нет, оптических приборов, в которые можно посмотреть на результаты стрельбы тоже. Поэтому этот тир, аттракцион для тех, кто хочет в принципе пострелять из автоматического оружия. Пострелять на точность и оточить мастерство туристам не предлагается.
Винтовка М-16
Автомат АК-47
Пулемет М-60. Из него наверное стрелять понравилось больше всего. Калибр 7,62, мощный звук выстрела, вылетающие гильзы из лентопротяжного механизма -класс! Кстати, интересный факт, за внешний вид и недостатки, конструкции пулемет прозвали the pig, что по русски означает “свинья”.)) Лично я такого сходства не углядел.
Дорога обратно: Тоннели Кути – Хошимин
После стрельбы, мы вернулись к таксисту и отправились обратно в Сайгон. Обратный путь составил около полутора часов. Полное время поездки составило 6 часов 40 минут. Поскольку мы договаривались на 6 часов, таксист попросил доплату 60 000 донгов. Таким образом общая стоимость поездки по маршруту Сайгон-тоннели Кути-Сайгон длительностью около 7 часов составила 1 340 000 VND (63 USD). Эта сумма была оплачена таксисту банковской картой. Машины Vinasun taxi оснащены терминалами для снятия денег с пластиковой карты. Это приятное и немаловажная опция. Рассчитываясь банковской картой мы экономим на комиссии за снятие наличных в банкомате и зарабатываем мили Аэрофлот бонус которыми активно пользуемся для приобретения билетов.
Экскурсия “Тоннели кути” и стрельба в тире резюме
Экскурсия “Тоннели Кути” понравилась и мы рекомендуем её к посещению всем туристам которые посещают Сайгон. Возрастных ограничений нету, она может быть интересна даже детям. Для тех кто захочет полазить по тоннелям надо помнить, что это потребует физических усилий. Людям с сильной клаустрофобией, лучше воздержаться от этой части программы. Одевать лучше удобную одежду, которую не жалко испачкать и спортивную обувь (не сланцы). Девушкам удобнее будет в шортах или штанах. Рекомендую взять влажные и сухие салфетки. В процессе лазанья по тоннелям пачкаются руки и что бы не ходить до конца экскурсии с грязными руками. Помыть их удасться только в самом конце, перед перекусом тапиокой.
Остались вопросы о тоннелях Кути? Смело задавайте их в комментариях под этим постом, с удовольствием отвечу!
Заказать недорогие и безопасные трансферы во Вьетнаме можно здесь
Возможно Вас заинтересует:
Как дешево доехать на такси из Нячанга в аэропорт Камрань
Как добраться из Муйне в Далат
Спасибо большое! Очень интересно и познавательно. Попробуем тоже туда съездить.
Спасибо, Ирина! Не сомневаюсь в тоннелях Кути Вам понравится! Как доберетесь, поделитесь вашими впечатлениями о тоннелях.)
Спасибо, очень интересно !
Спасибо, Елена за теплый отзыв! Тоннели Кути -это действительно то место, которое стоит посетить, путешествуя по Вьетнаму.
Спасибо большое за подробный отзыв! Завтра едем именно туда, очень жаль что стоимость на патроны высока, думал ленту исстрелять на м60)))! Мир Вашему дому!
Здравствуйте, Денис! Не за что, надеюсь пригодилось! Да патроны стоят не дешево. Кстати Хошимин тоже на удивление оказался дорогим, по сравнению с другими азиатскими столицами. Как впечатления от тоннелей Кути, понравилось?
Спасибо за статью! Очень подробно и информативно! Хотя вариант на такси- это не совсем самостоятельно) вот если бы общественный транспорт- тогда да)
Здравствуйте, Татьяна! Еще есть вариант пойти с палаткой пешком к тоннелям, ну чтоб совсем самостоятельно было.))) Выбрали такси поскольку были ограничены во времени, а хотелось увидеть как можно больше , плюс комфортнее так. Цены во Вьетнаме показались приемлемыми, хотя Хошимин выделяется дороговизной относительно других, даже курортных мест. Надеюсь получите удовольствие от посещения тоннелей Кути!
Только что оттуда, туннели описаны очень точно! Но цена на патроны сейчас уже другая. 60.000 донгов за патрон калибром 5.45 и 66.000 за 7.62. Такие дела.
Получается патроны в тире тоннелей Кути подорожали за два года в два раза! Инфляция не чужда коммунистическому Вьетнаму. С таким прайсом в коммандос сложно наиграться!)))
Вот фото
То что показано у вас на фото, не имеет никакого отношения к тем самым тоннелям, которыми пользовались вьетконговские партизаны. Все экскурсионные участки облицованы бетоном, реальные тоннели были земляные, помещения укреплены деревом. 90% реальных тоннелей были уничтожены спецтехникой и бомбардировками, а то что в этом музее, воссозданные без особой аутентичности аналоги. Нет ни куска деревни, ни куска американской базы для ознакомления с методами работы партизан. Вообще район жутко заселен, и воссоздать там реальный кусок коммуникаций партизан сейчас сложно – сделали на той земле которая была свободна. Тем кто едет в Сайгон, не лишне посетить президентский дворец, туда мало кто ходит на экскурсии, а место это очень примечательное..
Ну если следовать вашей логике, то ни одну достопримечательность не имеет смысла посещать. Колизей в Риме тоже уже совсем не тот, который был в первом веке нашей эры. Что касается тоннелей Кути, экскурсия проводится в историческом месте и дает представление о событиях, которые там происходили во время вьетнамкой войны. В закрытой части, куда туристов не водят, находится военная база и тоннели служат местом тренировки вьетнамских солдат. Президентский дворец в Хошимине, также как музей войны интересные места и заслуживают внимания.