Левостороннее движение
Эту статью я решил написать после путешествия на Шри-Ланку, где мы арендовали машину и проехали на ней по острову полторы тысячи километров. На Шри-Ланке, как и во многих других азиатских странах движение левостороннее. Вождение в странах с левосторонним движением для меня не в первой. Мотоцикл в Индии, Таиланде, Индонезии, машина в Австралии и на Кипре. Многие люди задают вопрос, а не страшно ли водить машину в стране с левосторонним движением, да еще в Азии? Здесь я хочу поделиться накопленным опытом и рассказать об особенностях управления машиной при смене движения с правостороннего, на левостороннее.
Если отвечать коротко, то не страшно, и тем кто никогда не ездил в странах с левосторонним движением бояться не надо. Тут все зависит от вашего опыта и желания. К смене направления движения может привыкнуть любой человек с нормальным опытом вождения.
При этом сильно расслабляться не стоит, особенно в первое время. Необходимо всегда помнить о том, что направление движения изменилось и контролировать свои действия.
Правило №1
При левостороннем движении:
- при повороте налево не пересекаем встречную полосу (как при правостороннем движении поворачиваем направо)
- при повороте направо пересекаем встречную полосу (как при правостороннем движении поворачиваем на лево)
Кажется все банально и очевидно, даже по прошествии пары недель за рулем время от времени возникало желание при повороте на перекрестках повернуть не на ту полосу. В обеих случаях главное помнить, что если при правостороннем движении при повороте направо, вам не надо пересекать встречную полосу, то при левостороннем движении с точностью наоборот. Поворачиваете в лево, не пересекая встречку, а при правом повороте пересекаете.
С машиной возникает есть еще один очень важный ньюанс -это ощущение габаритов машины относительно водителя. При смене машины в которой руль расположен слева, на машину с правым рулем, происходит изменение ощущений. Объясню подробнее. При правостороннем движении вы сидите слева и уже привыкли, что слева от вас пространства нет, а с права пассажирское сиденье, создающее пространство от водителя до края авто около метра. И в процессе вождения: выезде с парковки. движению по полосе, перестроении вы уже подсознательно помните об этом и оставляете запас дистанции между правым краем машины и объектами на дороге. При пересадке на праворукую машину в стране с левостороннем движением, пространство к которому вы привыкли что оно с права от вас, оказывается слева. При этом возникает ощущение, что слева от вас левый край машины. Но это нет так, слева от вас теперь пассажир!
И об этом всегда нужно помнить и не забывать, пока вы не привыкните к этой перемене. В моем случае это приводило к тому, что при движении по полосе, я часто сильно поджимался либо к обочине случае одной полосы по направлению или к соседней полосе если таковых было две или три. Так же при выезде из парковки вдоль дороги, если впереди стояла машина, между моим капотом с левой стороны и ее задним крылом порой оставалось катастрофически мало места. Несколько раз чуть не чиркал. При управлением скутером или мотоциклом этой особенности не возникает, поскольку не изменяется распределение габаритов транспортного средства относительно водителя.
В этот раз, произошел небольшой дорожный инцидент, который стоил оторванного левого зеркала на нашем железном коне.
К этому от части привело, то о чем я рассказал выше, но наверное большую роль сыграла излишняя самоуверенность. В городской черте, при плотном движении, я на скорости совершал маневры. Тише едешь, дальше будешь.)
Все это происходит из-за того, что забываешь о том что поменялось распределение габаритов автомобиля относительно водителя. Для привыкания требуется от нескольких дней до пары недель, в зависимости от частоты езды и опыта водителя. Все это время об этом нужно помнить и мысленно контролировать, до тех пор пока это отложится на подсознании. При возвращении к привычному правостороннему движению, тоже необходимо время на привыкание, но в этом случае оно происходит гораздо быстрее.
Еще один момент, это не привычное расположение органов управления автомобилем.
В праворуких машинах, управление светом, фарами и поворотниками расположено с правой стороны руля, управление дворниками и омывалкой стекол с левой. В привычных на леворуких машинах все наоборот. На практике при смене расположения руля, это приводит к тому, что перед или в процессе маневра повороте или перестроении хочешь включить сигнал поворота, а включаются дворники. Хочешь моргнуть дальним светом, включается омыватель стекла.
И наоборот, если хочешь включить помыть стекла, включить омывалку или дворники, то по срабатывают элементы освещения, фары, поворотники и т.д.
Это пожалуй основные моменты, других ньюансов и вещей к которым приходится привыкать при смене правостороннего движения на левостороннее мною замечено не было.
Если у Вас есть вопросы по управлению автомобилем или мотоциклом с странах с левосторонним движением смело задавайте в комментариях.
Возможно Вам будут интересны статьи:
Очень классно написано про левостороннее движение, полностью солидарен! Все те же самые ошибки пришлось осваивать на личном опыте.
Мне приходится по 2-3 раза в год менять страну с рразным движением.Забила в подсознание тот факт что встречные машины и переключатель поворотов находятся со стороны окна.Теперь легче перестраиваться.Ндеюсь кому-то поможет совет
Здравствуйте, Людмила! Ассоциация считается одним из лучших способов запоминать. Спасибо за личный опыт, который поможет путешественникам быстрее привыкать к смене движения с правостороннего на левостороннее и наоборот.
Спасибо большое , классный лайфхак!
А вы пропускаете помеху справа или слева?
Здравствуйте, Юрий! В странах с левосторонним движением приоритетом обладает машина с левой стороны. То есть, если перекресток не регулируемый, нет светофора или знаков приоритета то пропускаем помеху слева.
Вы уверены в этом. Половина аудитории интернета говорят об обратном.
Здравствуйте! Не понял о чем вы..
На Кипре, к примеру, при левостороннем движении расходятся по помехе справа.
Я чёт не совсем понял о чём дискуссия ? У меня КАМАЗ и вожу я машину, как обычно.. наблюдаю иногда, как народ шустро перестраивается, если что.. А так всё путём, в серьёзные ДТП не попадал… так, пара царапин…
Здравствуйте, Александр! Речь идет об адаптации к левостороннему движению, от привычного правостороннего и наоборот. У вас есть такой опыт на КАМАЗе?
Спасибо за детальный разбор, но
“При левостороннем движении:
при повороте налево не пересекаем встречную полосу (как при правостороннем движении поворачиваем направо)
при повороте направо пересекаем встречную полосу (как при правостороннем движении поворачиваем на лево)” – вот это запомнить мне никогда не удавалось. То есть запомнить и повторить могу, а вот применить на практике плохо получалось.
Зато при любых поворотах хорошо срабатывает мантра: “пассажира – к тротуару!”
Причем при возврате на правостороннее движение она тоже работает 🙂
Очень долго боялась сесть за руль в Великобритании, но друзья уговорили и я не пожалела. Да, было очень страшно, особенно потому что машина была арендованная и боялись царапин и мелких повреждений. Зато теперь чувствую, что могу ВСЁ =)))
Спасибо большое за статью, очень помогла!
Пожалуйста! Рад, что помогла.
Собираюсь в гости к дочке на Кипр и очень хочется на машине путешествовать)))Спасибо за описание и лайфаки))Надеюсь воспользоваться))))
Надеюсь пригодится! Машина дает большую свободу и всегда украшает путешествие.