По прилету на Шри-Ланку мы получили заранее забронированный автомобиль и с этого момента началось наше трехнедельное путешествие по острову в процессе которого мы проехали полторы тысячи километров по этой замечательной стране.
Ездить приходилось по прибрежным равнинным дорогам заезжая на различные пляжи и по крутым горным серпантинам расположенным в центре острова знаменитого чайными плантациями, заезжали в крупные города, передвигались и днем и ночью. Накопленным опытом за время автопутешествия, я хочу поделиться в этой статье.
Дорожное движение на Шри-Ланке мифы и реальность.
Вопреки информации которой наполнен интернет, что на Шри-Ланке безумное дорожное движение, полный хаос и за руль лучше не садиться, смело могу сказать что это не соответствует действительности.
По крайней мере, если у вас есть опыт вождения в Москве или в других крупных городах. Для жителя Эстонии, движение на Шри-Ланке возможно покажется сложным. Я не про шуточные стереотипы которые сложились об Эстонцах.)) В этой стране правила соблюдают буквально все и двигаясь по городу со скоростью не более 50 км/ч (километр уже превышение!), думаешь о том как бы не заснуть за рулем.)
Про дикое движение пишут практически про все азиатские страны, но есть подозрение, что создают мифы и распространяют их представители турбизнеса, которые заинтересованы в продаже организованных, групповых экскурсий. Ну и возможно отдельные блоггеры, которые никогда за руль не садились и то что они видят со стороны, кажется им УЖОСОМ.)
Миф 1: К левостороннему движению Шри-Ланки трудно привыкнуть
На Шри-Ланке левостороннее движение. Вождение в стране с левосторонним движением имеет свои особенности, любой водитель уверенно чувствующий себя за рулем способен быстро привыкнуть к этой перемене.
Чего-то сверх сложного, что бы адаптироваться к левостороннему движению и к машине в правым рулем нет. Для привыкания нужно несколько дней до недели в зависимости от времени проводимым за рулем, в течении которых потребуется дополнительное внимание и аккуратность при управлении транспортным средством. И тогда у вас не будет таких проблем)))
Подробнее о том на какие моменты надо обращать внимание и как быстрее адаптироваться, читайте в статье Левостороннее движение: как привыкнуть, особенности вождения
Миф 2: На Шри-Ланке все постоянно без дела сигналят.
Первое, к чему я приготовился сев за руль, начитавшись отзывов о безумном движении на Шри-Ланке, это сигналить (бибикать) всем и всюду. Это действительно активно практикуется в Индии и Египте, но на Шри-Ланке проехав полторы тысячи километров использовать гудок приходилось считанные разы и все по делу. И тебе никто сигналить просто так не станет.
Миф 3: На Шри-Ланке движение хаотичное и все ездят не соблюдая правила.
Правила дорожного движения на Шри-Ланке
Культуру вождения на Шри-Ланке я могу охарактеризовать как нормальную. В основном правила соблюдаются, водители вежливы друг к другу. За наше автопутешествие по Шри-Ланке мы ни разу не столкнулись с автохамством, обсигналиванием, жестами из машины, опусканием окон, подрезанием с целью «науки» и прочим. Есть особенности местного вождения, которые поначалу могут могут быть восприняты, как агрессивные. Здесь считается возможным начать обгон с выездом на встречную полосу, не смотря на то что встречный транспорт уже совсем рядом.
У нас так не принято, но здесь все к этому готовы. Такой маневр считается нормальным и машина на чью полосу выезжает обгоняющий всегда готова принять влево к обочине (не забываем речь идет о левостороннем движении). Вызвано это не лихостью водителей, а узостью местных дорог и плотным движением. Зачастую, иначе обогнать не возможно, а медленно движущегося транспорта здесь хватает. Единственное, кто реально напрягает, это автобусы, без апеляционно вылетающие на встречку на большой скорости Подробнее об этом ужОсе шри-ланкийских дорог я расскажу ниже.)
Многие едущие не спеша водители прижимаются левее к обочине, что бы пропустить транспорт сзади. Большинство водителей, при перестроении включают поворотники, куда чаще, чем в Москве.
Шахматить здесь не принято, да и в общем то негде.)
Я не знаю, что написано, в правилах дорожного движения Шри-Ланки, но через одну сплошную обгоняют все повсеместно. Я тоже частенько это делал, а вот двойную сплошную линию на дороге не пересекал. Что-то мне подсказывало, что лучше этого не делать. Да и разметка такая присутствует на тех участках дороги, где и так понятно, что лучше не вылазить на встречку.
Ограничение скорости на городских дорогах составляет 50 км/ч, за городом 70, на трассе 90. Гонщиков на дорогах не много, большинство дорог не позволяют это делать. Местный транспорт не отличается мощью и динамикой. И как ни странно, чаще всего превышают скорость водители автобусов и грузовиков.
Миф 4: На дорогах Шри-Ланке прав тот (имеет приоритет на дороге) у кого больше транспортное средство.
Такое правило на Шри-Ланке не работает, участники движения совершенно равноправны. Исключение составляют автобусы, но как известно исключение лишь подтверждает правило.
Миф 5: На Шри-Ланке убитые дороги.
Дороги на Шри-Ланке.
Шри-Ланка обладает развитой дорожной сетью. Магистралей на Шри-Ланке не много и в основном преобладают узкие дороги имеющие по одной полосе в каждом направлении. При интенсивном движении, особенно рядом с большими городами это приводит замедлению движения до минимума и как следствие к пробкам.
Качество дорожного покрытия могу охарактеризовать как отличное, асфальт ровный без колдобин и выбоин. Это относится и к перифирическим асфальтированным дорогам. Практически на всех основных дорогах имеется свежая дорожная разметка.
От аэропорта Бандаранайке до Коломбо ведет отличная магистраль, по которой быстро доехать до Коломбо и далее на юг острова. Эта дорога платная участок аэропорт-Коломбо обошелся в 300 рупий.
Обочины дорогах как правило узкие, а где-то отсутствуют совсем. При разъезде с встречным транспортом выехавшим на встречку для обгона, при съезде на обочину приходится сбрасывать скорость до минимума.
Обочины, а порой и сами дороги служат тротуарами для пешеходов. На Шри-Ланке хватает и грунтовых дорог, но практически до всех популярных туристических мест можно добраться по асфальту. На грунт приходится сворачивать если возникает желание отклониться от основного маршрута и посмотреть что-нибудь эдакое.
Грунтовая дорога на фото проходит по территории национального парка Яла и ведет к пятизвездному отелю Yala Jetwing.
Эта дорога проходит на высоте 2000 метров над уровнем моря, по высокогорному плато Хорнтон Плэйнс.
Отдельно стоит упомянуть горные дороги Шри-Ланки, которые в основном расположены в центральной острова. Это очень крутые серпантины, которым присущи все другие характерные признаки ланкийских дорог-узкие, без обочин, с неплохим покрытием. Движение по таким дорогам получается еще медленнее, обгонять на них намного сложнее и собираются большие пробки возле крупных населенных пунктов.
Участники дорожного движения на Шри-Ланке
Основными участниками дорожного движения на Шри-Ланке являются мопеды, тук-туки, легковые машины, микроавтобусы, автобусы, грузовики, люди, дикие и домашние животные.
Пешеходы
В отличии от Индии, где люди на ряду с автотранспортом являются участниками дорожного движение, на Шри-Ланке такого нет. Посреди дороги навстречу движению здесь не ходят. А вот на обочинах движение пешеходов весьма активное. В небольших населенных пунктах, которые плотно нанизаны на дорожную нить, тротуаров зачастую нет. И люди двигаются по узкой обочине вдоль дороги. С наступлением темноты, а темнеет на Шри-Ланке уже в 19-00 (в зимнее время) людей становится меньше, но они есть. Носить одежду со светоотражающими элементами здесь не принято, не говоря о специальных жилетах. И нужно быть крайне аккуратным и постоянно следить за обочиной. Особенно это важно в горной местности, в которой преобладают дороги в виде крутого серпантина.
Людей на Шри-Ланке пропускать не принято, в том числе на пешеходных переходах. Пешеходы и не ждут таких сюрпризов. По началу я останавливался для того что бы пропустить людей стоящих у пешеходного перехода, но даже после полной остановки машины они стояли и долго не решались начать переходить дорогу. Таким образом мы задерживали и так не быстрое движение ланкийское движение. В последствии я перестал это делать за редким исключением. Помимо пешеходов которые не ожидают того, что их будут пропускать, этого не ожидают и другие водители следующие за вами. Для них остановка будет являться совершенно необоснованной и неожиданной и может привести к удару сзади.
Велосипеды
Все что касается людей, относится и к велосипедистам, в том числе отсутствием катофотов и отражателей на как правило видавши виды великах. Но в отличии от пешеходов, передвигаются они по дороге.
Мопеды и мотоциклы
На Шри-Ланке их не мало как в любой азиатской стране, но не так много, как например во Вьетнаме, Тайланде или Индии. В основном встречаются мало кубатурные скутеры и мопеды. Нормальных мотоциклов не много.
Тук-тук
Тук-тук — самое распространенное средство передвижение на Шри-Ланке. Используется в качестве личного транспорта местных жителей, такси, транспорта для проведения экскурсий, перевозки грузов и так далее.
Легковые автомобили
В силу не высокого уровня жизни, легковых автомобилей в общей массе автотранспорта не много. Личный автомобиль на Шри-Ланке могут позволить себе только богатые люди. На дорогах Шри-Ланке, в основном можно увидеть азиатский автопром, Япони, Корея, Китай. Европейские машины встречаются редко.
Микроавтобусы
На дорогах Шри-Ланке их очень много. Туризм на Шри-Ланке активно развивается и микроавтобус это основное транспортное средство для проведения экскурсий.
Автобусы
Автобус — без преувеличения самый страшный зверь на дорогах Шри-Ланки. То что позволяют себе автобусы, не позволяет никакой другой участник движения на Шри-Ланке.
Обгонять на узкой дороге, выехать на встречную полосу по которой движется транспорт? Пожалуйста! Обогнать попутную машину проехав в сантиметре от нее, а при перестроении подрезать? Запросто! И если в целом мнение о том, что на Шри-Ланке, прав тот, у кого машина больше, считаю мифом. Но в частности с автобусами, это работает безотказно на 100%. Обычное дело, люди заскакивают в автобус на ходу. Они практически никогда не останавливаются, а только лишь сбрасывают скорость.
Это кстати один из немногочисленных моментов, когда представляется возможность обогнать автобус. Вообще это сделать очень сложно, поскольку они габаритные и носятся с большой скоростью, которую даже на легковом автомобиле с учетом интенсивности движения и ширины дорог на Шри-Ланке развивать опасно. Видя как ездят на местные автобусы, часто вспоминался анекдот
Похороны водителя автобуса. Начальник АТП говорит прощальную речь: — Вот Михалыч жил как мужик и умер как герой. С улыбкой на лице. А не то что эти 48 обосравшихся пассажиров!
Животные
Участниками движения на Шри-Ланке, в полной мере являются домашние и дикие животные. Собаки — рыжие, тощие, практически не отличимые друг от друга, как будто братья близнецы любят развалиться на краю дороги. При приближении машины сдвигаться не собираются и их приходится объезжать. Если такой возможности нет, то сдвинуть собаку можно только вплотную подъехав к ней и протяжно посигналить.) Коровы и прочий домашний скот, мы встречали всего пару раз. Диких коров на Шри-Ланке (по крайней мере на западе к югу от Коломбо и в горной местности не много.) Вопреки распространенному мнению, корова не является на Шри-Ланке священным животным. Корова почитается индуистами, их на Шри-Ланке не много. Основные религии это буддизм и ислам.
Из диких животных наиболее часто на дорогах нам встречались мангусты и большие ящерицы (а-ля вараны), они часто перебегают дорогу. Вообще Шри-Ланка крайне богата на животный мир и на дорогах встречаются знаки предупреждающие о возможном появлении тех или иных животных, вплоть до слонов и крокодилов. К сожалению ни тех, ни других мы не видели.)
АЗС на Шри-Ланке: стоимость бензина и дизеля, сервис
Заправляться горючим на Шри-Ланке приходилось неоднократно. Для заправки я старался выбирать цивильные АЗС, такая заправка представляет собой, стационарный пункт привычный нам с 4-6 колонками для заправки.
Все АЗС которые мы встречали на пути управляются местными компаниями. Ни одной заправки принадлежащей международным компаниям типа BP, Shell и прочими мы не видели ни разу. Как правило, на ланкийских АЗС есть магазинчик, но в нем можно купить только технические товары, например,масло, антифриз и т.д. Купить еду или напитки на заправках Шри-Ланки не получится. Кафе и место для отдыха также отсутствует. Туалеты были везде.
Приобретение топлива, происходит следующим образом, сначала заправщик заправляет, потом сам же и рассчитывает клиента прямо на месте.
Могут заправить в бак, а могут и в бутылку от Кока-Колы.)
Мы заправлялись 4 раза, все разы удавалось оплачивать картой, для этого приходилось пройти в офис где у они держат машинку для снятия денег.
Горючее на Шри-Ланке стоит не дешево, по крайней мере если сравнивать с Россией. Бензин 92, которым мы заправляли наш Terios стоил 117 рупий, бензин 95 — 128 (0,9 USD) рупий, дизель — 95 рупий (0,65 USD). На всех заправках цены практически были одинаковыми.
Дорожная полиция на Шри-Ланке
Полиции на Шри-Ланке много, я бы даже сказал что очень много. Дорожную полицию можно встретить везде. Если вы сели за руль, то должны понимать, что риск быть остановленным достаточно высокий.
У полицейского на Шри-Ланке можно узнать по интересной форме песчаного цвета и белым рукавам в перчатках. Белые перчатки возможно символизируют о чистых руках, которые никогда не будут испачканы вашими грязными деньгами.))
В более-менее крупном населенном пункте, постовые практически на каждом оживленном перекрестке. За городом их также очень много, на отрезке 100 километров, мы встречали 4-5 патрулей. И если в городской черте, у меня сложилось мнение, они занимаются больше регулировкой движения, то за городом на трассе, они как нормальные наши гибдедешники устраивают засады, стреляют из радара и занимаются отловом нарушителей. Что они делают с ними дальше, нам к счастью не известно. В основном это происходит в дневное время, когда светло. Вечером или ночью полицейских на дороге не видели ни разу.
Встречи с полицией на Шри-Ланке мы сильно не опасались, все документы были в порядке, права оформлены в полном соответствии в требованием местного законодательства, правила дорожного движения старались сильно не нарушать. Подробнее об легализации родных или международных прав на Шри-Ланке можно прочитать здесь.
Единственный случай произошел по пути из Ялы в Нувару Элию. Еще в равнинной местности, нас остановил полицейский. Буквально перед этим я обогнал машину, выехав на встречную полосу. Разметка между полосами была прерывистая. Единственной причиной, могло быть превышение скорости, но я не отследил показания спидометра, но в любом случае, по ощущения большого превышения не было. Уезжать от полицейского (как иногда практикую), я не стал и решил подчиниться и остановить машину.
Подошел полицейский, я открыл окно. Он внимательно посмотрел на нас и попросил предъявить водительское удостоверение. Водительское удостоверение в тот момент находилось в рюкзаке, который лежал в багажнике. Я начал открывать дверь, что бы выйти. На это он что то сказал, что я не понял, но мне показалось, что он просит не выходить из машины. Я было начал объяснять, что права надо взять из багажника, но он сказал, что мы можем следовать дальше. Вот такая история. Причину остановки я так и не понял, возможно они практикуют, как это водится и у нас, останавливать машину для «проверки документов». Почему он документы смотреть не стал, лояльное отношение к иностранцам? Возможно и так. Но на основании одного случая, такие выводы делать преждевременно. Других случаев контактирования с дорожной полицией Шри-Ланки у нас не было. И слава Богу!
Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
Отзыв о прокатной компании Malkey Rent a Car
Левостороннее движение: как привыкнуть, особенность управления
Ночью полиция тоже есть и тоже останавливает, как за нарушения, так и просто для проверки документов. Просто ее меньше. Авто индийского производства чуть дешевле, япоского же, среднего класса стоят 50-70т$ (т.к. налоги 100-150%), европейского же производства — цена удваивается. Это и в РФ может позволить себе не каждый.